Урок 5. Ходы фигур. Пешка.

Пешка - самая слабая "боевая единица" в шахматах. Дело в том, что при своем ходе она может передвинутся всего на ОДНО поле, причем только ВПЕРЕД при условии, на пути не стоит какая-либо фигура. И только на ПЕРВОМ ХОДУ, когда пешка еще стоит на своей исходной позиции (для белых - это вторая горизонталь, а для черных - седьмая), она может сходить либо на одно, либо на два (по желанию играющего) поля вперед. В этом ее первое отличие от всех остальных фигур. Ферзь, ладья, конь, слон и король, сделав один или несколько ходов, могут вернуться на поле, на котором когда-то стояли. Пешка же назад уже никогда вернуться не сможет. Чтобы было понятно, посмотрим на диагр. 19.a,b.

19.a Белая пешка на a2 еще не сделала ни одного хода, стоит на исходной позиции, поэтому играющий может сходить ею либо на a3 (a2-a3), либо на a4 (a2-a4). Белая пешка b3 и черная d4 уже ходили, поэтому у них всего по одному ходу, соответственно на b4 (b3-b4) и d3 (d4-d3).
19.b На этой диаграмме пешки не дают ходить друг другу (шахматисты говорят - "блокируют"). Поэтому ни у белой, ни у черной пешек нет ни одного хода.

a.
b.
c.
Диагр. 19

Следующее отличие пешки от остальных фигур - это то, как она берет фигуры противника. Король, ферзь, ладья, слон, конь берут фигуры противника по ходу своего движения. Пешки же ходят вперед по своей вертикали, но могут взять только те фигуры противника, которые стоят на ближайшем поле по диагонали от них. После взятия пешка встает на то поле, где стояла "вражеская" фигура, и при следующих ходах движется уже по другой вертикали. На диагр. 19.c белая пешка может взять черную (b2:c3), а черная белую (c3:b2).

Но и здесь есть исключение. Если пешка, назовем ее "первой", сделав ход со своего исходного положения сразу на ДВА поля, перейдет через поле, которое находится под ударом неприятельской ("второй") пешки, то последняя вправе взять "первую". При этом бьющая пешка встает не на то поле, куда совершала ход пешка противника, а на "битое" поле, через которое она перепрыгнула. Этот ход называется "ВЗЯТИЕМ НА ПРОХОДЕ" и возможно только при участии двух пешек! Взятие на проходе возможно только немедленно в ответ на ход первой пешки. Если вторая пешка сразу же не возьмет первую, то право на такое взятие теряется. Правило достаточно сложное, давайте разберем его подробнее.

Исходная позиция Ход 1.b2-b4 Взятие на проходе
1. ... c4:b3
a.
b.
c.
Диагр. 20

20.a Белая пешка b2 стоит в исходной позиции, имеет право сделать ход сразу на два поля вперед. Но при таком ходе она перепрыгнет через "битое" поле b3 (поле бьется черной пешкой c4). Все условия взятия на проходе соблюдены.
20.b Белая пешка сделала ход 1.b2-b4.
20.c Черная пешка взяла ее "на проходе" 1. ... c4:b3. Но если черные сейчас сделают какой-нибудь другой ход, то они потеряют право на такое взятие.

И еще одно свойство, присущее только пешкам, - это их способность превращаться в другие фигуры. Если пешка, сделав несколько ходов, достигает последней горизонтали (для белых - это восьмая, а для черных - первая горизонталь), то она немедленно превращается в любую фигуру своего цвета, кроме короля, по выбору играющего. Превращение обязательно - пешка не может остаться пешкой. При этом пешка снимается с доски, а на ее место ставится выбранная играющим фигура. Если пешка при этом бьет фигуру противника, то последняя, как обычно, снимается с доски и заменяется фигурой, в которую превращается пешка. Таким образом на доске может оказаться несколько ферзей одного цвета, ладей, слонов и т.д.. Но двух королей одного цвета на доске быть не может! Рассмотрим несколько примеров.

Исходная позиция 1 Ход 1.b7-b8Ф Исходная позиция 2 Взятие c7:d8Л
a.
b.
Черная ладья Черный слон Черный ферзь
с.
Черная ладья Черный слон
d.
Диагр. 21

Диагр.21a. Белая пешка b7 достигла седьмой горизонтали и следующим своим ходом может превратиться в любую белую фигуру, кроме короля.
Диагр.21.b. Пешка превратилась в ферзя (b7-b8Ф), хотя могла превратиться в ладью, слона или коня.
Диагр.21.c. На этой диаграмме белая пешка может превратиться в фигуру, взяв либо черную ладью, либо черного ферзя.
Диагр.21.d. Позиция после взятия пешкой ферзя и превращения в ладью (c7:d8Л).

И в заключении урока ещё одна диаграмма для закрепления материала.

Черный слон
Черный конь Черная ладья
Белый конь
Диагр. 22

Черная пешка a7 еще стоит на исходной позиции поэтому она может сходить либо на одно поле вперед на клетку a6 (a7 - a6), либо сразу на два поля вперед на a5 (a7 - a5) по желанию играющего. Анологично у белой пешки g2 есть два хода на g3 (g2 - g3) и g4 (g2 - g4).
Белая пешка h3 и черная b5 уже ходили, поэтому они теперь при своем ходе могут передвинуться только на одно поле. Значит у пешки h3 есть единственный ход на h4 (h3 - h4), а у пешки b5 на - b4 (b5 - b4).
А у белой пешки f2 и черной d2 вообще ходов нет, так как на их пути стоят фигуры (соответственно свой же конь f3 и ладья противника d1).

Теперь о взятиях. Белая пешка b3 может взять коня a4 или ладью c4, а также сходить на b4. Белая пешка c5 может взять черную пешку b5 "на проходе" или сходить на c6. Пешка e5 может взять на f5.

И наконец примеры на превращение пешек. Белая пешка d7 может превратиться в какую-либо белую фигуру либо сходив на d8, либо взяв черного слона e8. А черная пешка d2 пока превратиться ни во что не может - мешает белая ладья d1.
Возможные ходы других пешек разберите самостоятельно.

Выводы:

На этом уроке Вы:
  • Вы узнали как ходит и берёт фигуры противника ПЕШКА.
  • Вы узнали, что пешка может превратиться в другую фигуру своего же цвета.
Главная  |  Уроки шахмат : 1 : 2 : 3 : 4 : 6 : 7
Сайт управляется системой uCoz